МНС ответило на петицию по налоговому консультированию |
Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь (далее – МНС) в пределах своей компетенции сообщает следующее (письмо МНС РБ от 20.08.2018 № 7-2-14/Сн-01182,04865).
В силу положений статей 22 и 66 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК) на плательщика возложена обязанность по ведению налогового учета, представлению в налоговый орган налоговых деклараций (расчетов), а также других документов и сведений, необходимых для исчисления, уплаты и взыскания налогов, сборов (пошлин).
При этом налоговым учетом признается осуществление плательщиками (иными обязанными лицами) учета объектов налогообложения и определения налоговой базы по налогам, сборам (пошлинам) путем расчетных корректировок к данным бухгалтерского учета, если иное не установлено налоговым законодательством.
Налоговый учет ведется исключительно в целях налогообложения и осуществления налогового контроля и основывается на данных бухгалтерского учета и (или) на иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.
Вместе с тем статьями 24 и 25 НК допускается представительство в налоговых правоотношениях. Т.е., плательщик самостоятельно решает каким образом будет вестись налоговый учет и на кого возложить данную обязанность.
Учитывая положения Указа Президента Республики Беларусь от 19 сентября 2017 г. № 338 «О налоговом консультировании» (далее – Указ), следует отметить, что возможность воспользоваться услугами коммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по налоговому консультированию, является правом, а не обязанностью плательщика.
Указом предусмотрено введение в Республике Беларусь института налогового консультирования как отдельного вида предпринимательской деятельности.
Налоговое консультирование подлежит осуществлению в соответствии с условиями и требованиями, установленными Указом, в частности, на основании договора возмездного оказания услуг по налоговому консультированию, который заключается между осуществляющими деятельность по налоговому консультированию коммерческой организацией или индивидуальным предпринимателем (одна сторона) и консультируемым лицом (вторая сторона).
С учетом вышеизложенного, нормы Указа регулируют обязательства, возникающие на основании гражданско-правового договора, и не распространяют свое действие на отношения, связанные с выполнением должностным лицом организации обязанностей в рамках трудового договора (в том числе, по ведению налогового учета, заполнению налоговых (деклараций), направлению их в налоговые органы). Индивидуальный предприниматель в отношении осуществляемой им деятельности вправе самостоятельно вести, в частности, учет доходов (расходов) и иных объектов налогообложения, составлять налоговые декларации (расчеты), направлять их в налоговые органы.
В пункте 2 Положения о налоговом консультировании, утвержденного Указом, определены услуги, отнесенные к деятельности по налоговому консультированию.
Вместе с тем, в соответствии с подпунктом 1.5 пункта 1 Указа его действие не распространяется на оказание услуг по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности, осуществляемых организациями и (или) индивидуальными предпринимателями на основании договора. При этом оказание услуг по ведению налогового учета, составлению налоговых деклараций (расчетов) и направлению их в налоговые органы не попадает под действие подпункта 1.5 пункта 1 Указа.
В связи с чем при продолжении оказания данных услуг после 1 января 2019 г. необходимо руководствоваться положениями Указа и обеспечить выполнение всех его требований. В Законе Республики Беларусь от 12 июля 2013 г. № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее – Закон) дано определение отчётности и ее виды. При этом в соответствии с абзацем 4 статьи 1 Закона отчётность организации составляется на основании данных бухгалтерского учета.
Статьей 2 Закона установлено, что действие указанного Закона распространяется на организации. Кроме того, в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь отдельные категории организаций могут быть освобождены от обязанности ведения бухгалтерского учета и составления отчётности.
Из вышеизложенного следует, что действие Закона не распространяется на индивидуальных предпринимателей, а также организации, применяющие упрощенную систему налогообложения и ведущие учет в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей.
Налоговое законодательство не содержит понятия «отчетность». Так, согласно подпунктам 1.3 и 1.4 пункта 1 статьи 22 НК плательщик обязан вести в установленном порядке учет доходов (расходов) и иных объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена актами налогового законодательства, представлять в налоговый орган по месту постановки на учет в порядке и случаях, установленных законодательством, налоговые декларации (расчеты).
Таким образом, для целей применения подпункта 1.5 пункта 1 Указа под отчетностью следует понимать отчетность, составление которой предусмотрено главой 3 Закона.
Следовательно, организациям и индивидуальным предпринимателям, оказывающим на основании договора услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности, предусмотренной главой 3 Закона, не требуется получение квалификационного аттестата налогового консультанта.
В Республике Беларусь созданы все условия для получения аттестата налогового консультанта. С 9 февраля 2018 г. МНС начат прием заявлений о допуске к квалификационному экзамену, с апреля 2018 г. планомерно проводятся квалификационные экзамены с учетом объема поступающих заявлений от претендентов.
Количество претендентов, допущенных к квалификационному экзамену, напрямую зависит от количества поданных заявлений на каждую объявленную для проведения экзамена дату. Проводится широкая информационная и разъяснительная работа с плательщиками в данном направлении, зарегистрирована и работает Палата налоговых консультантов.
Кроме того, для тех кому необходимо обучение организованы и проводятся, в том числе в вечернее время и по выходным дням, курсы повышения квалификации по программе подготовки к сдаче квалификационного экзамена у физических лиц, претендующих на получение квалификационного аттестата налогового консультанта.
Для упрощения процесса получения квалификационного аттестата налогового консультанта лицам, оказывающим услуги (не требующие полного владения знаниями налогового и бухгалтерского законодательства) по налоговому консультированию малому и среднему бизнесу, предусмотрено получение аттестатов налоговых консультантов по следующим направлениям квалификационного экзамена:
- налоговое консультирование индивидуальных предпринимателей и физических лиц;
- налоговое консультирование организаций;
- налоговое консультирование организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц.
Соответственно, для каждого направления квалификационного экзамена предусмотрен и соответствующий контроль знаний.
В программе квалификационного экзамена по налоговому консультированию индивидуальных предпринимателей и физических лиц отсутствуют такие тематические области, как налогообложение организаций, бухгалтерский учет, основы правового регулирования имущественных и трудовых отношений.
Из программы квалификационного экзамена по налоговому консультированию организаций исключены следующие области: налогообложение индивидуальных предпринимателей, декларирование физическими лицами доходов и имущества, налогообложение физических лиц (за исключением подоходного налога с физических лиц).
Программа квалификационного экзамена по проверке знаний у физических лиц, претендующих на получение квалификационного аттестата налогового консультанта, утверждена приказом МНС от 29 ноября 2017 г. № 132 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 19 сентября 2017 г. № 338», и размещена в свободном доступе на официальном сайте МНС www.nalog.gov.by в разделе «Налоговые консультанты».
Указанный раздел содержит следующие подразделы: «Единый реестр налоговых консультантов», «Нормативно-правовая база», «Информация об организации и проведении квалификационного экзамена», «Перечень предоставляемых претендентами документов», «Вручение квалификационных аттестатов», «Ответы на типовые вопросы».
Физические лица, заинтересованные осуществлять деятельность по налоговому консультированию, могут своевременно знакомиться с релевантной информацией, необходимой для получения соответствующего статуса и осуществления своей предпринимательской деятельности.
Следует отметить, что в соответствии с пунктом 15 Инструкции о порядке проведения квалификационного экзамена по проверке знаний у физических лиц, претендующих на получение квалификационного аттестата налогового консультанта, утвержденной постановлением МНС от 3 ноября 2017 г. № 23 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 19 сентября 2017 г. № 338», во время проведения компьютерного тестирования претендентам разрешается пользоваться нормативными правовыми актами Республики Беларусь. Т.е., при прохождении компьютерного тестирования в распоряжении претендентов находятся все нормативные правовые акты, использованные при составлении компьютерного теста, в частности Гражданский кодекс Республики Беларусь, Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях, Налоговый кодекс Республики Беларусь и иные.
В данной связи во время проведения квалификационного экзамена претендентам не допускается использовать справочную и специальную литературу, средства связи, электронные носители информации, вести переговоры с другими претендентами, записывать и передавать третьим лицам информацию о содержании заданий и вопросов, предлагаемых на квалификационном экзамене.
В отношении требований к кандидатам для получения статуса налогового консультанта, определенных в пунктах 6, 7 Положения о налоговом консультировании, сообщается, что при приеме заявлений о допуске к квалификационному экзамену у физических лиц, осуществляющих деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, учитывается их стаж в качестве индивидуальных предпринимателей при наличии подтверждающих документов (к примеру, договоров, актов выполненных услуг).
На сегодняшний день успешно сдало квалификационный экзамен 102 претендента, которые являясь налоговыми консультантами, в соответствии с положениями Указа, если договором возмездного оказания услуг по налоговому консультированию им будет предоставлено такое право, могут самостоятельно, в частности, подписывать и направлять в налоговые органы налоговые декларации (расчеты), электронные счета-фактуры и иные документы, заявления, жалобы консультируемых лиц; получать информацию, решения налоговых органов в отношении деятельности консультируемых лиц; обращаться за осуществлением административных процедур, осуществляемых налоговыми органами.
В целях обеспечения оказания налоговыми консультантами качественных услуг Указом предусмотрена обязанность прохождения обучения по образовательной программе повышения квалификации не реже одного раза в течение двух календарных лет.
Таким образом, положения Указа никоим образом не затрагивают вопросы ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, а направлены на повышение качества оказываемых услуг по налоговому консультированию.
Выводы из письма:
1. Налоговое консультирование - просто еще один из видов деятельности, совершенно добровольный.
2. Штатным работникам не обязательно нужно иметь аттестат налогового консультанта.
3. ИП свои декларации может подавать без наличия у него аттестата и без обращения за оказанием услуг к Налоговому консультанту.
4. Предоставление налоговых деклараций за другое лицо может осуществляться только аттестованным налоговым консультантом.
<...>