Амортизационные отчисления в 2020 году: начислять или не начислять? |
Своим постановлением от 15.04.2020 № 229 «О неначислении амортизации основных средств и нематериальных активов в 2020 году» (далее — Постановление № 229) Совет Министров Республики Беларусь предоставил право организациям и индивидуальным предпринимателям не начислять амортизацию по всем или отдельным объектам основных средств и нематериальных активов, используемым ими в предпринимательской деятельности (п. 1 Постановление № 229).
Постановление № 229 распространяет свое действие на отношения, возникшие с 1 января 2020 г.
При этом нормативные сроки службы и сроки полезного использования указанных объектов основных средств и нематериальных активов продлеваются на срок, в котором начисление амортизации не производилось.
В то же время согласно п. 2 Постановления № 229 организации, имущество которых находится в государственной собственности, доли (акции) в уставных фондах которых принадлежат Республике Беларусь и административно-территориальным единицам, уведомляют республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, другие государственные органы и государственные организации, местные исполнительные и распорядительные органы в трехдневный срок о принятии решения о неначислении амортизации.
И одновременно приостанавливается до 31 декабря 2020 г. действие п. 2 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 30.10.2017 № 802 «О неначислении амортизации по основным средствам и нематериальным активам в 2018 и последующих годах» (далее — Постановление № 802).
Согласно п. 2 Постановления № 802 решения о неначислении амортизации, принимаемые организациями, имущество которых находится в государственной собственности, доли (акции) в уставных фондах которых принадлежат Республике Беларусь и административно-территориальным единицам, подлежат согласованию с республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, другими государственными органами и государственными организациями, в том числе местными исполнительными и распорядительными органами.
Получается, что в целом действие Постановления № 802 не приостановлено. Следовательно, амортизация по объектам основных средств и нематериальных активов, предусмотренным бизнес-планами инвестиционных проектов по созданию или модернизации производств, продолжает начисляться, а новые решения о неначислении амортизации в 2020 году соответствующими органами и организациями не согласовываются.
Теперь, собственно, поговорим о самой сути неначисления амортизации основных средств и нематериальных активов и о том, может ли это мероприятие помочь в преодолении негативных последствий сложившейся эпидемиологической ситуации в мире.
Одним из тех, кто дал определение термина «амортизация», был англичанин А. Ч. Литтон. Согласно его определению амортизация является приемом, позволяющим сохранять основной капитал на одинаковом уровне.
И это действительно так, ведь амортизационные отчисления возмещаются организации в составе выручки от реализации. Возмещенные и накопленные суммы в определенный момент могут быть использованы для приобретения новых объектов основных средств при выбытии старых. Отсутствие поступлений не позволит это сделать.
В аналогичном порядке в составе себестоимости возмещаются сырье и материалы. Поступившие суммы — это средства для закупки новых сырья и материалов с целью возобновления производственного процесса.
А еще А. Ч. Литтон говорил, что амортизация есть прямой расход недвижимого имущества.
Такой точки зрения придерживались и придерживаются многие специалисты, поскольку это такой же расход, как прямой расход материалов и рабочей силы. Но надо учесть, что если предметы труда (то, из чего изготавливается продукт труда) в процессе производства полностью переносят свою стоимость на вновь создаваемый продукт (за минусом возвратных отходов), то средства труда (то, чем человек в процессе работы воздействует на предметы труда) переносят свою стоимость постепенно по мере их износа в виде амортизационных отчислений.
Стоимость средств труда в виде амортизационных отчислений, предметов труда и, собственно, стоимость рабочей силы — это затраты, которые являются основными составляющими себестоимости продукции (работ, услуг).
Одной из финансовых составляющих деятельности организации, с другой стороны, является выручка от реализации продукции (работ, услуг).
И если не будет соответствующей выручки, то, как ни уменьшай себестоимость (не включай туда стоимость материалов, или сумму начисленной зарплаты, или еще что-нибудь), эффективность работы субъектов хозяйствования не улучшится. Вряд ли это поможет преодолеть и негативные последствия сложившейся ситуации в мире или в стране.
Иными словами, любое уменьшение затрат (себестоимости) окажет соответствующее влияние на конечный финансовый результат — на прибыль (убыток) организации.
Выбытие основных средств неизбежно (в случае физического износа, утраты (гибели) в связи с чрезвычайными обстоятельствами и т.п.). И вряд ли кто-то будет отрицать, что если по объекту основных средств амортизация не начислялась в течение ряда лет, то при его выбытии, например, в связи с чрезвычайными обстоятельствами на финансовые результаты все равно придется списать всю стоимость объекта. А это может еще больнее «ударить» по финансовому результату.
Если в результате принятия волевого решения об уменьшении затрат (себестоимости) появится прибыль, то в выигрыше окажется только государство (налоги) и собственники (дивиденды). Но это будет только пиррова победа.
В то же время, если не отражать начисление амортизации в бухгалтерском учете, остаточная стоимость основных средств уменьшаться не будет. А это означает, что налог на недвижимость будет уплачиваться в прежнем, увеличенном, размере. Логичнее уже было бы амортизацию все же начислять, но учитывать соответствующие суммы не в затратах, а в составе расходов будущих периодов.
Поэтому если говорить прямо, то принятие решения о неначислении амортизации есть не что иное, как попытка «причесать» финансовые результаты организации до положительного результата. Это нечто, похожее на перенос убытков на будущие отчетные периоды по налоговому законодательству.
Но, допустим, в результате проведенных мероприятий у организации появилась все-таки копеечная прибыль, а ведь налог на недвижимость будет уплачиваться в прежних размерах (не уменьшится на тысячи рублей), и очевидно, что даже предлагаемая «прическа» здесь не поможет.
Когда все стадии принятия решений и согласований прошли, пора засучить рукава и бухгалтеру.
В первую очередь следует начинать с учетной политики, ибо если в законодательстве присутствует вариантность тех или иных действий (начислять или не начислять амортизацию) или порядка учета хозяйственных операций, то выбор одного из вариантов должен быть закреплен в положении об учетной политике организации.
Нетрудно заметить, что распространение действия Постановления № 229 на отношения, возникшие с 1 января 2020 г., влечет внесение исправлений в данные налогового и бухгалтерского учета с вытекающими отсюда последствиями.
Так, судя по всему, следует отказаться от применения налогового инвестиционного вычета, хотя однозначный вывод по этому поводу сделать нельзя.
В соответствии с п. 2.2 ст. 170 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК) организации вправе применить налоговый инвестиционный вычет и включить его в состав затрат по производству и реализации.
Сумма инвестиционного вычета включается в затраты по производству и реализации в отчетном периоде, на который приходится месяц, с которого в соответствии с законодательством начато начисление амортизации основных средств, используемых в предпринимательской деятельности.
Вместе с тем НК не предусматривает необходимости приостановки применения инвестиционного вычета с одновременным приостановлением начисления амортизации.
Но ввиду отсутствия законодательного решения данного вопроса, если организация воспользуется предоставленным правом не начислять амортизацию по основным средствам в 2020 г., то не стоит рисковать и с инвестиционным вычетом по таким объектам, с 1 января 2020 г. в данные налогового учета следует внести соответствующие коррективы за предыдущие месяцы.
В свою очередь, такое уменьшение затрат тоже приведет к улучшению финансовых результатов, а если это позволит получить прибыль, то и к уплате налога на прибыль. Улучшится ли при этом эффективность работы конкретной организации и поможет ли это ей преодолеть негативные последствия сложившейся эпидемиологической ситуации — сказать трудно.
Если в результате уменьшения затрат появится прибыль, возникнет необходимость внесения изменений и в налоговую декларацию.
Как установлено п. 6 ст. 40 НК, при обнаружении в налоговой декларации (расчете) неполноты сведений или ошибок плательщик обязан внести изменения и (или) дополнения в налоговую декларацию (расчет).
При обнаружении неполноты сведений или ошибок за прошлый отчетный период текущего налогового периода изменения и (или) дополнения отражаются в налоговой декларации (расчете), представляемой за очередной отчетный период текущего налогового периода.
Как следствие, напрашивается к уплате и пеня за несвоевременную уплату налога на прибыль.
И такая корректировка тоже под вопросом, поскольку ошибок как таковых у нас не было, и организация не виновата в том, что ее в «добровольно-принудительном» порядке законодатель «подталкивает» к принятию решения об отказе от начисления амортизации. Ведь в таком же порядке можно не списывать на затраты стоимость тех же сырья и материалов. Но вряд ли кто-то сможет доказать, что в результате такого, с позволения сказать, снижения затрат будут созданы условия для эффективной работы субъектов хозяйствования и что это мероприятие может помочь в преодолении негативных последствий сложившейся эпидемиологической ситуации в мире.
У бухгалтера может также возникнуть вопрос о том, как поступить с начисленными и учтенными в бухгалтерском учете в затратах суммами амортизации в месяцах, предшествующих месяцу принятия и согласования решения о неначислении амортизации.
Например, нам известно, как поступить с допущенными ошибками. Для этого применим Национальный стандарт бухгалтерского учета и отчетности «Учетная политика организации, изменения в учетных оценках, ошибки», утвержденный постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 10.12.2013 № 80 (далее — Национальный стандарт № 80).
Но в соответствии с п. 2 Национального стандарта № 80 термину «ошибка» соответствует неправильное отражение (неотражение) хозяйственной операции в бухгалтерском учете и (или) бухгалтерской отчетности.
А п. 8 Национального стандарта № 80 установлено, что ошибка может быть обусловлена:
· неправильным применением законодательства Республики Беларусь;
· неправильным применением учетной политики организации;
· неточностями в вычислениях при ведении бухгалтерского учета и (или) составлении бухгалтерской отчетности;
· неправильной учетной оценкой активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов организации;
· неиспользованием или неправильным использованием при ведении бухгалтерского учета и (или) составлении бухгалтерской отчетности имеющейся информации о совершенной хозяйственной операции;
· неиспользованием при ведении бухгалтерского учета и (или) составлении бухгалтерской отчетности информации о совершенной хозяйственной операции в связи с отсутствием до даты утверждения бухгалтерской отчетности первичного учетного документа, подтверждающего ее совершение.
Но к случаям изменения законодательства ни один из приведенных критериев признания ошибки не применим. И это вряд ли стоит отрицать, поскольку мы имеем не ошибку, а неточность в вычислениях ввиду появления новой информации.
А неточность в вычислениях при ведении бухгалтерского учета и (или) составлении бухгалтерской отчетности, выявленная в результате появления новой информации, не является ошибкой и признается изменением в учетной оценке (п. 8 Национального стандарта № 80).
Согласно п. 7 Национального стандарта № 80 сумма изменения в учетной оценке, кроме случая, непосредственно влияющего на величину собственного капитала, отражается в составе доходов или расходов того отчетного периода, в котором произошло это изменение, если это изменение влияет на показатели бухгалтерской отчетности за отчетный период.
Отсюда следует, что в апреле — мае 2020 г. данные бухгалтерского учета могут быть откорректированы путем внесения исправительных записей (методом «красное сторно»), причем по тем счетам, где ранее были отражены начисленные амортизационные отчисления, например:
1. по дебету счетов:
· 20 «Основное производство»;
· 23 «Вспомогательные производства»;
· 25 «Общепроизводственные затраты»;
· 26 «Общехозяйственные затраты»;
· 44 «Расходы на реализацию»;
· 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности»;
2. по кредиту счетов:
· 02 «Амортизация основных средств»;
· 05 «Амортизация нематериальных активов».
Таким образом, если на уровне Совета Министров организациям разрешено не начислять амортизационные отчисления, то, если организации хотят навести порядок в финансовых результатах, в 2020 году амортизационные отчисления можно не начислять. Однако в первую очередь необходимо убедиться в том, что такого рода решения не приведут в итоге к ухудшению этих финансовых результатов, то есть к убытку, причем как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде.
<...>