Анализ изменений в порядок начисления амортизации+ официальный комментарий |
Для устранения пробелов и неточностей в регулировании порядка начисления амортизации, постановлением от 20 19.12.2019г. № 25/79/70 внесены изменения и дополнения в Инструкцию о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденную постановлением Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 27 февраля 2009 г. № 37/18/6.
Основная цель подготовки постановления – приведение Инструкции о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов (далее – Инструкция) в соответствие с действующим законодательством в области лизинговой деятельности и бухгалтерского учета, устранения неточностей в правовом регулировании порядка начисления амортизации, расширения прав субъектов хозяйствования в регулировании порядка начисления амортизации.
Большинство изменений связано с конкретизацией существующих норм. Например, с целью конкретизации видов амортизируемого имущества пункт 1 Инструкции изложен в новой редакции, определяющей, что действие Инструкции распространяется на основные средства, в том числе отражаемые в бухгалтерском учете организации (в учете у индивидуального предпринимателя) как доходные вложения в материальные активы (включая инвестиционную недвижимость), а также являющиеся предметами финансовой аренды (лизинга) (далее – основные средства), и нематериальные активы.
Внутренний документооборот
Постановлением предусмотрено упрощение администрирования порядка начисления амортизации у организаций. Для этого исключается требование о необходимости обязательной разработки Положения о комиссии по проведению амортизационной политики в организации.
Нормативный срок службы
Постановлением предусмотрено право комиссии по амортизационной политике по объектам основных средств, не включенным в классификацию амортизируемых основных средств, определять нормативный срок службы на основании проектной документации, что будет актуально для капитальных строений.
В соответствии с действующей в настоящее время Инструкцией у организации в такой ситуации имеются только следующие варианты установления нормативного срока службы:
- по сроку эксплуатации объекта основных средств, указанному в технической документации организации-изготовителя;
- путем оценки комиссией по проведению амортизационной политики организации (далее - комиссия) технического состояния объекта.
Постановлением организациям предоставлена возможность при определении нормативного срока службы по объектам основных средств, ранее находившихся в эксплуатации у предыдущего(их) балансодержателя(ей) или собственника(ов), в том числе по договору лизинга, учесть фактический срок использования объекта до момента поступления в организацию. Такое право может быть применено, когда достоверно известен срок фактической эксплуатации объекта у предыдущего(их) балансодержателя(ей) или собственника(ов).
В настоящее время учет срока фактической эксплуатации объекта до момента его поступления в организацию при расчете нормативного срока службы не предусмотрен.
Предусмотрено право организации определить нормативные сроки службы вдвое ниже соответствующих значений, приведенных в классификации амортизируемых основных средств. При этом зачастую (прежде всего, по зданиям, сооружениям, транспортным средствам) организации располагают точной информацией о таком сроке.
Возможность изменять нормативный срок службы и тем самым влиять на скорость амортизационных процессов, может по разному формировать их экономический эффект. При допустимых к применению различных методах налоговые выгоды от их использования зависят от приоритетов организации, а именно:
- если стратегическим направлением организации является рационализация ее денежных потоков и увеличение инвестиционных возможностей в целях скорейшей замены (обновления) активов, то выбирается метод, обеспечивающий максимально возможное ускорение амортизационных процессов. При этом ускоренные способы позволяют на начальном этапе «списать» на себестоимость большую часть стоимости активов, тем самым уменьшив налогооблагаемую прибыль. Зато в более поздние сроки использования активов, наоборот, за счет снижения амортизационных отчислений увеличивается налогооблагаемая прибыль. Тем самым благодаря ускорению амортизации налогооблагаемая база по прибыли смещается во времени к более поздним периодам;
- если же цель организации заключается в оптимизации налогообложения, то применяется метод, позволяющий максимально снижать налогооблагаемую прибыль исходя из текущего уровня рентабельности. Это связано с тем, что амортизационные отчисления являются элементом себестоимости; увеличение их размера приводит к уменьшению прибыли организации, а следовательно, и налогооблагаемой базы для исчисления налога на прибыль.
Реорганизация юрлиц
Постановлением урегулирован вопрос об определении амортизируемой стоимости, возможности пересмотра нормативного срока службы и метода начисления амортизации по объектам, полученным в ходе реорганизации.
Нормы действующей Инструкции предоставляют право такого пересмотра с начала отчетного года, а также в случаях завершения модернизации, реконструкции, частичной ликвидации, дооборудования, достройки, проведенного технического диагностирования и освидетельствования, оформленных в качестве капитальных вложений актами сдачи-приемки выполненных работ, в случаях проведения переоценки с привлечением оценщика.
<...>