Налог на доходы при посреднических сделках |
Согласно п. 2.19 ст. 13 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК) посреднические услуги — это услуги по содействию в установлении контактов и заключении сделок между производителями (подрядчиками, исполнителями) и потребителями (заказчиками), продавцами (поставщиками) и покупателями, услуги по поиску и (или) предоставлению заказчику информации о потенциальных покупателях, а также услуги комиссионеров (поверенных) и иных лиц, действующих на основании договоров комиссии, поручения и иных аналогичных гражданско-правовых договоров.
Соответственно, посреднические договоры могут быть двух видов: по типу «поручения» и по типу «комиссии». В первом случае посредник действует от имени и за счет клиента. Во втором случае посредник действует от своего имени, но за счет клиента. Налоговые последствия договора зависят от его вида.
При внешнеэкономических сделках и те и другие являются объектом для целей обложения налогом на доходы.
Рассмотрим в качестве объекта налогообложения доходы от реализации на территории Республики Беларусь товаров на условиях договоров поручения, комиссии и иных аналогичных гражданско-правовых договоров, поименованные в п. 1.5 ст. 189 НК. Далее в этой статье будем называть их договорами торгового посредничества.
Ситуация 1
Иностранная организация (комитент), не осуществляющая деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, поручает белорусской организации (комиссионер) реализовать на территории Республики Беларусь принадлежащий ей товар.
Доходы иностранной организации от реализации на территории Республики Беларусь товаров на условиях договора комиссии, полученные от белорусской организации (комиссионера), являются объектом для исчисления налога на доходы. Налоговым агентом является белорусский комиссионер, а не покупатели.
Ситуация 2
Белорусская организация заключила договор комиссии с иностранной компанией, согласно которому нерезидент-комиссионер за вознаграждение приобретает товар для белорусской организации за рубежом у иностранных компаний для ввоза его в Республику Беларусь.
В изложенной ситуации белорусская организация обязана при начислении (выплате) иностранной компании вознаграждения за услуги исчислить и удержать налог на доходы из средств этого вознаграждения и перечислить его в бюджет Республики Беларусь.
Посреднические услуги включаются в состав объектов для целей обложения налогом на доходы согласно п. 1.12.4 ст. 189 НК. Положения настоящего пункта не распространяются на доходы, полученные иностранными организациями за предоставление услуг по бронированию перевозок пассажиров в международных перевозках, мест проживания, агентских услуг по бронированию, оформлению и (или) реализации перевозок пассажиров в международных перевозках, подбору маршрута перевозки пассажиров в международных перевозках.
Ситуация 3
Белорусская организация бронирует места для проживания командированных за границу лиц (своих сотрудников) через интернет-сервис иностранной организации Booking.com B.V. Клиенты в любой стране попадают на данный интернет-ресурс и могут заказать услуги по проживанию через систему бронирования у любой организации, зарегистрированной в этой системе.
В рассматриваемой ситуации иностранная компания оказывает посреднические услуги.
Однако, учитывая положения п. 1.12.4 ст. 189 НК, доходы, полученные иностранной организацией за предоставление услуг по бронированию мест проживания, не являются объектом обложения налогом на доходы.
В договорах торгового посредничества часто присутствует условие о том, что, помимо непосредственно стоимости посреднических услуг, заказчик обязан компенсировать фактически понесенные посредником расходы. В этом случае необходимо учитывать норму п. 2 ст. 189 НК, согласно которой в случае включения в договор, заключенный с иностранной организацией, положений, предусматривающих выплату этой или другой иностранной организации компенсации за осуществление видов деятельности, предоставление прав, доходы от осуществления или предоставления которых признаются объектом налогообложения налогом на доходы, суммы такой компенсации подлежат обложению налогом на доходы в порядке и по ставкам, установленным гл. 17 НК для соответствующих видов доходов.
Исключение: плата за перевозку, страхование, если они включены в стоимость внешнеторгового договора купли-продажи товара.
Ситуация 4
Иностранная организация, не осуществляющая деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство, оказывает белорусской организации посреднические услуги. Согласно договору, помимо стоимости посреднических услуг иностранной организации, белорусский заказчик обязан компенсировать фактически понесенные посредником расходы на маркетинговые исследования.
Доходы иностранной организации от оказания посреднических услуг являются объектом для исчисления налога на доходы. Кроме этого, налог на доходы следует исчислить из суммы компенсации расходов посредника, поскольку маркетинговые услуги признаются объектом обложения налогом на доходы.
Налоговым агентом по исчислению и уплате налога на доходы по рассматриваемым видам доходов выступают юридические лица Республики Беларусь, белорусские индивидуальные предприниматели, представительства иностранных организаций (если возникновение доходов от указанных договоров имеет отношение к этому представительству), то есть те, кто начисляет и (или) выплачивает доход иностранной организации (п. 3.1, 3.2, 3.4 ст. 189 НК).
Ставка налога по этим видам доходов одинаковая — 15% (п. 1.5 ст. 192 НК), а вот налоговая база определяется по-разному.
В случае посреднических договоров налогообложению подлежит общая сумма дохода без вычета затрат, понесенных иностранной организацией (п. 1.3 ст. 190 НК).
По договорам торгового посредничества налоговая база определяется как общая сумма дохода за минусом затрат в сумме цены приобретения товара (затрат на его производство), учтенной в товаросопроводительных документах.
При этом для целей исчисления налога на доходы цена приобретения товара (затраты на его производство) пересчитывается в белорусские рубли по официальному курсу, установленному Национальным банком Республики Беларусь на дату возникновения обязательств по уплате налога на доходы. Затраты принимаются только в части, приходящейся на фактически реализованные товары, в том числе с территории Республики Беларусь за ее пределы. Если условия договоров торгового посредничества, а также таможенные декларации с инвойсами, товарно-транспортные накладные или другие документы не позволяют определить цену приобретения реализуемого товара (затрат на его производство) в связи с неуказанием размера вознаграждения иностранной организации, налоговая база налога на доходы определяется исходя из начисленной суммы дохода за вычетом затрат, подтвержденных документально (п. 1.1.2 ст. 190 НК).
Затраты иностранной организации учитываются при исчислении налога на доходы, если к дате начисления (выплаты) доходов в распоряжении налогового агента имеются представленные этой иностранной организацией документально подтвержденные данные о таких затратах (п. 2 ст. 190 НК).
При представлении в налоговый орган документов, подтверждающих цену приобретения (затраты на производство) реализуемого товара, налог исчисляется в соответствии с положениями настоящего пункта.
При выплате доходов по рассматриваемым договорам следует помнить, что обязательство по уплате налога на доходы возникает по-разному. В случае посреднических договоров дата возникновения обязательства определяется по общему правилу:
· либо в момент оказания посреднических услуг (отражения в бухгалтерском учете факта выполнения услуг) (п. 2.3 ст. 191 НК);
· либо в момент осуществления платежа (отражения в бухгалтерском учете факта выплаты) (п. 2.1 ст. 191 НК).
По договорам торгового посредничества:
...
Подробнее читайте в статье.
<...>