Можно ли при инвентаризации задолженности использовать акты сверки, полученные по электронной почте? |

В связи со сложностями представления контрагентами в срок актов сверки расчетов и возможностью переписки с ними по каналам электронной связи возник вопрос: можно ли к документам по инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности, проводимой перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, приложить акты сверки расчетов, присланные по каналам электронной связи?
В ходе инвентаризации достоверность сумм дебиторской и кредиторской задолженности должна быть подтверждена документально (п. 3 Инструкции по инвентаризации активов и обязательств, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.11.2007 № 180) (далее — Инструкция № 180).
Инструкция № 180 не определяет форму документа (акта сверки), которым должна оформляться сверка расчетов между сторонами (резидентом и контрагентом-нерезидентом) в ходе проведения инвентаризации. Не указано в данном документе, кто и в каком порядке инициирует сверку — дебитор или кредитор. По мнению автора, данные документы не являются первичными учетными документами. Ключевым моментом в данном случае является признание его документом, имеющим юридическую силу, то есть лица, подписавшие его, должны иметь на это соответствующие полномочия.
В Инструкции № 180 приведены акт инвентаризации расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, прочими дебиторами и кредиторами (форма 14-инв), являющийся сводным регистром по всем дебиторам и кредиторам, и справка к нему. На практике наиболее часто используются два подхода к проведению сверки расчетов:
<...>