Взимание утилизационного сбора таможенными органами |
Обращаем внимание, что с 7 ноября 2019 г. утратил силу Указ Президента Республики Беларусь от 04.02.2014 № 64 «Об утилизационном сборе в отношении транспортных средств». Однако это вовсе не означает, что с этой даты утилизационный сбор не взимается, а таможенные органы не осуществляют контроль за его уплатой. Фактически с этой даты изменен порядок администрирования данного сбора: теперь порядок взимания утилизационного сбора, как и всех иных сборов в Республике Беларусь, регламентируется положениями Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК), а также положениями иных нормативных правовых актов, изданных в его развитие. Рассмотрим вопрос уплаты этого сбора более подробно.
Плательщики сбора
В соответствии с ч. 1 ст. 300 НК плательщиками (общий вид плательщика) утилизационного сбора признаются организации и физические лица, включая индивидуальных предпринимателей, в том числе указанные лица, применяющие особые режимы налогообложения (далее — плательщик). В данной дефиниции не приводятся деяния, которые обязано совершить лицо, для того чтобы оно признавалось плательщиком. Таким образом, потенциально любое лицо является плательщиком утилизационного сбора в Республике Беларусь. Однако для того, чтобы лицо приобрело статус плательщика утилизационного сбора, необходимо выполнение определенных условий.
Помимо общего вида плательщика, часть 2 ст. 300 НК предусматривает и специальный вид плательщика.
Налоговая база утилизационного сбора
Согласно ст. 303 НК налоговой базой утилизационного сбора признается единица транспортного средства, признаваемого объектом обложения утилизационным сбором.
Объект обложения утилизационным сбором, ставки утилизационного сбора
Транспортные средства — объекты обложения утилизационным сбором. Согласно п. 1 ст. 301 НК, с учетом положений п. 6 ст. 306 НК, при импорте утилизационный сбор уплачивается однократно за каждое транспортное средство:
· ввозимое (ввезенное) в Республику Беларусь в качестве товара для личного пользования, выпускаемое (выпущенное) в свободное обращение;
· ввозимое (ввезенное) и помещаемое (помещенное) под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.
Следует обратить внимание на то, что данный платеж не уплачивается в случае помещения иностранных транспортных средств под иные таможенные процедуры (например, таможенные процедуры таможенного склада, временного ввоза (допуска) и т.д.);
· ввезенное с территорий государств — членов Евразийского экономического союза и подлежащее государственной регистрации на территории Республики Беларусь в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Заметим, что нормативные правовые акты содержат различные трактовки термина «транспортное средство». Так, транспортное средство — это устройство, предназначенное для передвижения и (или) перевозки физических лиц и (или) товаров (ст. 1 Закона Республики Беларусь от 21.07.2008 № 419-3 «О Государственной границе Республики Беларусь»). Также транспортное средство — это железнодорожное транспортное средство, механическое транспортное средство, прицеп или полуприцеп к нему, морское судно, судно внутреннего плавания, судно смешанного (река — море) плавания, маломерное судно, воздушное судно, используемые при перевозке опасных грузов (ст. 1 Закона Республики Беларусь от 06.06.2001 № 32-З «О перевозке опасных грузов»). Кроме того, транспортное средство — это автобус, автомобиль, автопоезд, колесный трактор, мопед, мотоцикл, прицеп, самоходная машина (п. 2 Положения о порядке учета, хранения, оценки и реализации имущества, изъятого, арестованного или обращенного в доход государства, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 19.02.2016 № 63) и др.
Следовательно, в данном случае для однозначной идентификации транспортного средства в качестве объекта обложения утилизационным сбором следует обратиться к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 01.07.2019 № 437 (далее — Постановление № 437), которым утвержден перечень видов и категорий транспортных средств, являющихся объектами обложения утилизационным сбором, а также ставок утилизационного сбора. Согласно примечанию к этому перечню категории транспортных средств, являющихся объектами обложения утилизационным сбором, соответствуют классификации, предусмотренной техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011), принятым Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877 «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств».
Ставки утилизационного сбора также зависят от момента выпуска транспортного средства, который в соответствии с п. 15 Инструкции о порядке заполнения, представления, регистрации, внесения изменений, а также аннулирования документа, отражающего исчисление и уплату утилизационного сбора, утвержденной постановлением Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 13.02.2014 № 4, определяется в соответствии с Порядком определения момента выпуска и рабочего объема двигателя авто- и мототранспортных средств, являющихся транспортными средствами для личного пользования, утвержденным Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 30.06.2017 № 74 «Об отдельных вопросах, связанных с транспортными средствами для личного пользования». Момент выпуска, то есть дата изготовления, определяется на основании:
· информации о дате изготовления, содержащейся в документах, подтверждающих регистрацию этого средства в государстве предыдущей регистрации;
· информации изготовителя транспортного средства, закодированной в идентификационном номере этого средства или содержащейся на идентификационных наклейках, табличках кузова, шасси автотранспортного средства и идентификационных наклейках, табличках рамы транспортного средства.
Транспортные средства, не относящиеся к объектам обложения утилизационным сбором. В соответствии с п. 4 ст. 301 НК объектом обложения утилизационным сбором в Республике Беларусь не признается транспортное средство:
· произведенное (изготовленное) на территории Республики Беларусь и отчуждаемое производителем (изготовителем) за пределы Республики Беларусь;
· переоборудованное на территории Республики Беларусь на базе транспортного средства, ранее зарегистрированного в Республике Беларусь;
Для целей гл. 28 НК под переоборудованным транспортным средством понимается транспортное средство, в конструкцию которого внесены не предусмотренные нормативно-технической документацией производителя (изготовителя) изменения весовых, габаритных и иных параметров и которому при этом юридическим лицом Республики Беларусь в установленном законодательством порядке присвоен идентификационный номер (VIN).
· переоборудованное на территории Республики Беларусь на базе транспортного средства, ранее ввезенного на территорию Республики Беларусь, в отношении которого был уплачен утилизационный сбор в соответствии с законодательством Республики Беларусь;
· достроенное на территории Республики Беларусь на базе шасси, если в отношении такого шасси в Республике Беларусь уплачен утилизационный сбор;
· достроенное на территории Республики Беларусь на базе шасси и отгружаемое (передаваемое) производителем (изготовителем) за пределы Республики Беларусь заказчику, местом нахождения (местом жительства) которого не является Республика Беларусь, либо отчуждаемое за пределы Республики Беларусь заказчиком, местом нахождения (местом жительства) которого является территория Республики Беларусь;
· зарегистрированное до 1 марта 2014 г. на территории Республики Беларусь в установленном законодательством порядке;
· выпущенное в свободное обращение либо помещенное под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в соответствии с таможенными декларациями, зарегистрированными до 1 марта 2014 г.
Освобождение от уплаты утилизационного сбора
Пунктом 1 ст. 302 НК определены следующие категории транспортных средств, освобождаемых от утилизационного сбора:
Вид освобождения |
Перечень документов, подтверждающих освобождение от утилизационного сбора, утвержденный Постановлением № 437 |
Ввозимые (ввезенные) в качестве иностранной безвозмездной или международной технической помощи (порядок предоставления иностранной безвозмездной помощи регламентируется Декретом Президента Республики Беларусь от 31.08.2015 № 5 «Об иностранной безвозмездной помощи», а международной технической помощи — Указом Президента Республики Беларусь от 22.10.2003 № 460 «О международной технической помощи, предоставляемой Республике Беларусь») |
· удостоверение о регистрации иностранной безвозмездной помощи в соответствии с законодательными актами, выдаваемое Департаментом по гуманитарной деятельности Управления делами Президента Республики Беларусь по форме, установленной Управлением делами Президента Республики Беларусь; · выписка из решения Комиссии по вопросам международного технического сотрудничества при Совете Министров Республики Беларусь и один экземпляр перечня товаров (имущества, в том числе денежных средств), работ и услуг со штампом Министерства экономики и подписью секретаря названной Комиссии |
Ввозимые (ввезенные) в Республику Беларусь и предназначенные для официального пользования дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями, иными официальными представительствами иностранных государств, международными организациями и межгосударственными образованиями, их представительствами и органами либо для личного пользования сотрудниками таких представительств, учреждений, организаций и образований, их представительств и органов и членами их семей, если они не проживают в Республике Беларусь постоянно и не являются гражданами Республики Беларусь |
· заявка на регистрацию транспортного средства, выдаваемая службой государственного протокола Министерства иностранных дел в отношении транспортных средств, ввозимых (ввезенных) в Республику Беларусь и предназначенных для официального пользования дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями, иными официальными представительствами иностранных государств, международными организациями и межгосударственными образованиями, их представительствами и органами; · дипломатическая, консульская, служебная, аккредитационная карточка в отношении транспортных средств, ввозимых (ввезенных) в Республику Беларусь и предназначенных для личного пользования сотрудниками дипломатических представительств, консульских учреждений, иных официальных представительств иностранных государств, международных организаций и межгосударственных образований, их представительств и органов, членами их семей, если они не проживают в Республике Беларусь постоянно и не являются гражданами Республики Беларусь |
Произведенные (изготовленные) на территории Республики Беларусь организациями, принявшими на себя в порядке и на условиях, определяемых Постановлением № 437, обязательство обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты транспортными средствами своих потребительских свойств, за исключением отчужденных за пределы Республики Беларусь и впоследствии ввозимых (ввезенных) в Республику Беларусь. |
· документ производителя (изготовителя), подтверждающего производство транспортного средства на территории Республики Беларусь, содержащий наименование производителя (изготовителя) транспортного средства, включенного в реестр организаций, производящих (изготавливающих) транспортные средства, принявших обязательство обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты транспортными средствами своих потребительских свойств, — для организаций, принявших обязательство обеспечить последующее |
Таким образом, в случае ввоза из России (иного государства) подобного транспортного средства утилизационный сбор подлежит уплате |
безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты транспортными средствами своих потребительских свойств, в соответствии с Положением о порядке и условиях принятия обязательства обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, утвержденным настоящим постановлением, а также лиц, которым произведено отчуждение транспортных средств данными организациями, утвержденным Постановлением № 437 |
Ввозимые (ввезенные) и помещаемые (помещенные) под таможенную процедуру отказа в пользу государства |
заверенная копия декларации на товары, в соответствии с которой транспортное средство было помещено под таможенную процедуру отказа в пользу государства |
Ввозимые (ввезенные) в Республику Беларусь и обращенные в собственность (доход) государства в соответствии с законодательством (например, конфискованные судом по делам об административных правонарушениях и уголовных преступлениях) |
заверенная копия решения компетентного органа об обращении транспортного средства в собственность (доход) государства |
Ввозимые (ввезенные) в Республику Беларусь и находящиеся под таможенным контролем, на которые обращено взыскание в целях погашения неуплаченных таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, пеней и (или) процентов, иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы (ст. 118 Закона Республики Беларусь от 10.01.2014 № 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» и ст. 65 НК (при этом обращение взыскания может быть осуществлено и судебным исполнителем)) |
заверенная копия решения суда об обращении взыскания на транспортное средство в целях погашения неуплаченных таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, пеней и (или) процентов, иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы |
Предназначенные для использования в целях обеспечения национальной безопасности, обороны, правоохранительной деятельности, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, приобретение которых осуществляется государственными органами системы обеспечения безопасности Республики Беларусь, за исключением транспортных средств, выпущенных в свободное обращение либо помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в отношении которых утилизационный сбор был уплачен. Под государственными органами системы обеспечения безопасности Республики Беларусь понимаются Оперативно-аналитический центр при Президенте Республики Беларусь, Служба безопасности Президента Республики Беларусь, Министерство внутренних дел, Министерство обороны, Министерство по чрезвычайным ситуациям, Комитет государственной безопасности, Государственный комитет судебных экспертиз, Государственный пограничный комитет, Государственный таможенный комитет, Следственный комитет, Департамент финансовых расследований Комитета государственного контроля |
подтверждение целевого назначения транспортных средств, выданное в соответствии с компетенцией государственными органами системы обеспечения безопасности Республики Беларусь и содержащее сведения об их наименовании, количестве, стоимости и идентификационных номерах, подписанное руководителем (заместителем руководителя) и заверенное гербовой печатью |
Задержанные таможенными органами в соответствии с гл. 51 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее — ТК ЕАЭС) при проведении таможенного контроля и не востребованные в сроки, установленные законодательством |
заверенная копия протокола задержания товаров и документов на них |
...
Подробнее читайте в статье.
<...>