Уплата утилизационного сбора при ввозе транспортных средств и их комплектующих |

При ввозе автомобиля на территорию Республики Беларусь обязательными являются уплата утилизационного сбора и последующее оформление документов, касающихся оплаты, в таможне. Рассмотрим некоторые аспекты его уплаты.
Уплата утилизационного сбора в отношении шасси
В соответствии с подстрочным примечанием к п. 1.1 Указа Президента Республики Беларусь от 04.02.2014 № 64 «Об утилизационном сборе в отношении транспортных средств» (с изменениями, внесенными в него Указом Президента Республики Беларусь от 04.10.2018 № 402 «Об изменении и дополнении Указа Президента Республики Беларусь», вступающими в силу 10.01.2019) (далее — Указ № 64) к транспортному средству не относится шасси, представляющее собой устройство:
1) на колесном ходу, не предназначенное для эксплуатации в качестве транспортного средства;
2) и не имеющее хотя бы одной из следующих составных частей: кабины, двигателя, кузова.
Вопрос 1
Организация намерена ввезти на территорию Республики Беларусь шасси колесного транспортного средства (грузовой автомобиль) в феврале 2019 г., на котором будет отсутствовать двигатель. Необходимо ли будет уплачивать утилизационный сбор в отношении данного шасси, если оно после помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления затем будет укомплектовано двигателем в ремонтной мастерской организации и будет регистрироваться в органах ГАИ?
Да, в отношении шасси необходимо уплачивать утилизационный сбор.
Согласно Правилам дорожного движения, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 28.11.2005 № 551 (далее — Указ № 551), под транспортным средством понимается устройство, предназначенное для движения по дороге и для перевозки пассажиров, грузов или установленного на нем оборудования. В соответствии с Положением о порядке государственной регистрации и государственного учета транспортных средств, снятия с учета и внесения изменений в документы, связанные с регистрацией транспортных средств, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.2002 № 1849, такие транспортные средства подлежат государственной регистрации. Очевидно, что в данном случае шасси будет облагаться утилизационным сбором, так как оно будет регистрироваться в органах ГАИ.
Таким образом, ввиду того что данное шасси предназначено для эксплуатации в качестве транспортного средства, в отношении него подлежит уплате утилизационный сбор.
Вопрос 2
Организация ввозит в феврале 2019 г. из Германии шасси без кузова, которое будет достраиваться в Республике Беларусь.
Как правильно его декларировать в таможенных органах для того, чтобы таможенные органы не потребовали уплаты утилизационного сбора?
В соответствии с подстрочным примечанием к п. 1.1 Указа № 64 в данном случае транспортное средство не подлежит обложению утилизационным сбором.
В соответствии с пп. 29 п. 15 Инструкции о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257, в графе 31 «Грузовые места и описание товаров» декларации на товары указываются сведения о декларируемом товаре, необходимые для исчисления и взимания таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, обеспечения соблюдения запретов и ограничений, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, идентификации, отнесения к одному десятизначному классификационному коду по ТН ВЭД ЕАЭС, а также о грузовых местах.
Сведения, заявляемые в данной графе, указываются с новой строки с проставлением их порядкового номера.
Под номером 1 указываются в том числе наименование (торговое, коммерческое или иное традиционное наименование) товара и сведения о производителе (при наличии сведений о нем), товарных знаках, марках, моделях, артикулах, сортах, стандартах и иных технических и коммерческих характеристиках, а также сведения о количественном и качественном составе декларируемого товара.
Таким образом, в графе 31 декларации на товары нужно указать все характеристики этого транспортного средства, а именно «Шасси (указать его отличительные признаки: модель, производитель, год выпуска, цвет и т.п.) без кузова, на колесном ходу, не предназначенное для эксплуатации в качестве транспортного средства».
Уплата утилизационного сбора при переоборудовании транспортного средства
Уплачивать утилизационный сбор в отношении переоборудованного транспортного средства не требуется, поскольку в соответствии с п. 1.4 Указа № 64 утилизационный сбор в отношении транспортных средств, ввозимых (ввезенных) и помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, подлежит уплате плательщиками до выпуска транспортного средства в свободное обращение.
Вопрос 3
Коммерческая организация (г. Витебск) в феврале 2019 г. поместила под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления легковой автомобиль, приобретенный ею в Германии, с типом кузова универсал. В дальнейшем данный автомобиль до регистрации в органах ГАИ был переоборудован в специализированное транспортное средство для перевозки пищевых продуктов. Обязана ли организация вновь уплачивать утилизационный сбор, если уплата утилизационного сбора при помещении этого автомобиля была произведена как в отношении транспортного средства M1, а после переоборудования транспортное средство стало категории N1?
Согласно п. 1.2 Указа № 64 утилизационный сбор в Республике Беларусь уплачивается однократно за каждое транспортное средство.
При этом в соответствии с ч. 2 п. 1.2 Указа № 64 не признаются объектами обложения утилизационным сбором транспортные средства, переоборудованные на территории Республики Беларусь на базе транспортных средств, ранее ввезенных на территорию Республики Беларусь, в отношении которых утилизационный сбор был уплачен.
Таким образом, уплачивать утилизационный сбор в отношении переоборудованного транспортного средства не требуется.
<...>